РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ

Данная программа позволяет получить основные знания о структуре общения, приобрести умения различать виды общения (деловое, дружеское), побуждать к эффективности общения, что, по моему мнению, поможет участникам группы более эффективно реализовывать себя в какой-либо деятельности. Программа предназначена для людей, испытывающих трудности в коммуникации, а также желающих повысить свой профессиональный уровень в психологии общения.

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Задачи: 
  • Расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения;
  • Развитие способности к эмпатии, пониманию мимики, языка телодвижений;
  • Отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми;
  • Овладение навыками эффективного слушания;
  • Развитие навыков убедительной речи;
  • Расширение диапазона творческих способностей;
  • Аргументация своей точки зрения, отстаивание своих интересов;
  • Обучение участников ориентации в проблеме;
  • Развитие и расширение навыков принятия решений, нахождение компромисса;
  • Активизация процесса самопознания.
Программа тренинга осуществляется в три этапа. 
I – ориентировочный этап, целью которого является первичная диагностика участников, а также эмоциональное сплочение участников. Основное содержание образуют психологические упражнения, направленные на диагностику (самодиагностику) навыков общения, самоанализ, изучение и оценку личностных навыков (возможно использование диагностического инструментария (тесты, анкеты), а также на снятие напряжения и сплочение группы.
II – основной этап, его целью является активизация самопознания, обретение участниками опыта общения, поведения, эмоционального реагирования, характерного для высоко коммуникативных личностей. В содержание данного этапа входят упражнения направленные на повышение уровня коммуникативности, самонаблюдение, фиксация и осознание участниками тренинга всех поведенческих и когнитивных элементов (стиля восприятия, общения и поведения).
III – закрепляющий, целью которого является повышение самопонимания участников, фиксирование полученных знаний, диагностика эффективности тренинга с помощью специальных упражнений, а также диагностического методик. Содержание данного этапа составляют упражнения направленные на практическое использование участниками приобретенных знаний.
Программа тренинга включает три этапа (всего 10 занятий), продолжительность первого этапа составляет 2 занятия, второго этапа – 6, третьего этапа – 2. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Продолжительность тренинга: 10 занятий.
Количество участников: 7 - 12 человек.
Методика оценки эффективности тренинга:
Опросник «Сан»;
Цветовой тест Люшера;
Коммуникативные и организаторские склонности (методика В.В.Синявского и Б.А.Федоришина).

Задачи
Ход работы
Кол-во часов
I Этап



 1
Знакомство. Сплочение группы. Создание положительной атмосферы в группе.  
Правила и принципы работы вы группе. Цели, задачи работы. Диагностика. Упражнения: «Визитная карточка », «Подари улыбку», «Сад чувств».
Рефлексия.
2
2
Сплочение. Создание положительной атмосферы в группе. Формирование доверительного стиля общения в процессе налаживания контактов.
Упражнения: «Нарисуй свое имя», « Квадрат »,
«Комплименты». Рефлексия.
2
II Этап



 3
Формирование доверительного стиля общения в процессе налаживания контактов;
создание позитивных эмоциональных установок на доверительное общение.
Проигрывание ситуации безоценочных высказываний.
Формирование адекватных реакций в различных ситуациях.
«Приветствие», «Говорю, что вижу», «Неуверенные, уверенные и агрессивные ответы », «Убежище».
Рефлексия.
2
4
Выработка навыков быстрого реагирования на конфликтную ситуацию.
Отработка умений и навыков сглаживания конфликтов.
«Ритуал приветствия», «Сглаживание конфликтов», «Печатная машинка», «Дыхание свечи». Рефлексия
2
5
Развитие умения слушать партнера и совершенствовать коммуникативные навыки,
сокращение коммуникативной дистанции между участниками тренинга. Отработка навыка принятия группового решения о стратегии и тактике выполнения поставленной задачи. Сплочение группы и углубление процессов самораскрытия.
«Спутанные цепочки», «Интервью», «Космическая скорость», «Кто я?». Рефлексия.
2
6
Научиться замечать достоинства и недостатки, свои и окружающих.
Формирование и развитие навыков слушателя. Умение составлять единый образ из услышанного. Создание условий для самораскрытия. Отработка умения вести полемику.


«Покажи», «Сигнал», «Контраргументы», «Небо». Рефлексия.
2
7
Сплочение группы. Обучение навыку отказа. Совершенствование умений эффективного общения, развитие коммуникативных навыков. Снятие психоэмоционального напряжения.
«Единство», «Как сказать нет», «Понимание», «Райский сад». Рефлексия.
2
8
Совершенствование умений эффективного общения, развитие коммуникативных навыков.  Обучение навыку отстаивания своего мнения, убеждения, преодоления давления. Снятие психоэмоционального напряжения.
«Апельсин»,  «Свое мнение», «Другой акцент», «Остров мечты». Рефлексия.
2
Этап III


2
9
Совершенствование коммуникативной культуры, стимулирование активности участников. Рефлексия взаимооценочных позиций участников тренинговых занятий.  Закрепление полученного на тренинге опыта. Снятие психоэмоционального напряжения, мышечное расслабление, повышение уверенности в себе и диагностика актуального психического состояния.
«Последняя встреча», «Позиция», «Ролевая игра», «Горная вершина». Рефлексия.
2
10
Анализ результативности тренинга.
Диагностика эффективности тренинга (рефлексия, анкетирование, тестирование).
2

Комментариев нет:

Отправить комментарий