Упражнение «Визитная карточка»
Цель: развитие лидерских качеств.
Задачи:
- тренировка способности к выявлению Я-концепции – реальной самоидентификации лидера;
- развивать способности лидера соединять идеи из разных областей эмпирического и чувственного опыта;
- тренировать такие лидерские качества, как подвижность мышления и навыки эффективной коммуникации;
- способствовать тренировке умения излагать материал внятно и ярко.
Размер группы: 7 -12 человек. Больший размер группы приведет к размыванию внимания и ослаблению концентрации на партнере.
Оборудование: по большому ватманскому листу на каждого участника; для группы – фломастеры, ножницы, клейкая лента, краски, клей, большое количество печатной продукции (рекламные проспекты, брошюры, иллюстрированные журналы и газеты).
Время: 50 -60мин.
Ход упражнения
«Визитная карточка» – серьезное задание, представляющее нам возможность стимулировать самоанализ, самоидентификацию участника тренинга. Такая работа является необходимым предварительным этапом для самоактуализации – вытаскивания из пассива в актив поведения всех тех необходимых представлений, умений, навыков, которыми обладает претендент на лидерство.
Это упражнение отлично работает на начальной стадии тренинга, так как оно предполагает знакомство участников группы друг с другом. Кроме того, условия работы потребуют от участников многообразных и недирективных контактов с членами команды.
Сначала каждый участник складывает полученный им ватманский лист по вертикали пополам и делает в этом месте разрез (большой настолько, чтобы в образовавшееся отверстие можно было просунуть голову). Если теперь мы наденем на себя лист, то увидим, что превратились в живую рекламную тумбу, у которой есть лицевая и тыльная сторона.
На передней части листа участники тренинга составят индивидуальный коллаж, рассказывающий о личных особенностях игрока. Здесь, на «грудке», нужно подчеркнуть достоинства, но не забыть и о качествах, которые, мягко скажем, не доставляют вам особой радости. На тыльной стороне ватманского листа («спинке») отразим то, к чему вы стремитесь, о чем мечтаете, чего хотели бы достичь.
Сам коллаж составляется из текстов, рисунков, фотографий, которые можно вырезать из имеющейся печатной продукции и дополнить при необходимости рисунками и надписями, сделанными от руки.
Когда работа по созданию визитной карточки завершена, все надевают на себя получившиеся коллажи и совершают променад по комнате. Все гуляют, знакомятся с визитками друг друга, общаются, задают вопросы. Приятная негромкая музыка - отличный фон для этого парада индивидуальностей.
Рефлексия:
Как вам кажется, возможно ли эффективно руководить другими, не зная толком, кто ты сам есть?
Кажется ли вам, что в ходе задания вы смогли лучше понять, что вы за человек? Удалось ли вам достаточно полно и внятно создать свою визитную карточку?
Что было легче – говорить о своих достоинствах или отражать на листе свои недостатки?
Нашли ли вы среди партнеров кого-то, кто похож на вас? кто очень отличается от вас?
Чей коллаж запомнился вам больше всего и почему?
Как может подобный вид работы повлиять на развитие лидерских качеств?
Наше восприятие – то зеркало, которое формирует наше впечатление о себе, нашу Я-концепцию. Безусловно, окружающие нас люди (семья, друзья, коллеги) корректируют нашу самоидентификацию. Иногда до такой степени, что представление о собственном Я изменяется до неузнаваемости у человека, склонного воспринимать мнение со стороны и доверять другим гораздо больше, чем самому себе.
Некоторые люди имеют очень детально разработанную Я-концепцию. Они свободно могут описать собственную внешность, умения, навыки, черты характера. Считается, что чем богаче мое представление о себе, тем проще я могу справиться с решением различных проблем, тем более спонтанным и уверенным буду в межличностной коммуникации.
Упражнение
«Подари улыбку»
Цель: Создание атмосферы единства,
повышение позитивного настроя, развитие умения выражать свое эмоциональное
состояние.
Размер группы: 6-15 человек.
Время: 5 мин.
Ход упражнения
Участники становятся в круг, берутся за
руки. Каждый по очереди дарит улыбку своим соседям слева и справа, важно при
этом смотреть друг другу в глаза.
Рефлексия: Что чувствовали? Какое сейчас
настроение?
Упражнение:
«Сад чувств»
Цель:
активизация чувств. Достижение сосредоточенности.
Время:
10-15 мин.
Ход
упражнения
Все, что написано дальше, кто-то должен
читать или рассказывать. Можно включить классическую музыку.
Садитесь удобней и закройте глаза. Представьте,
что вы входите в заброшенный сад. И становишься его садовником.
Вам хочется очистить его от мокрых
листьев и веток, вы берете грабли, садовые инструменты и начинаете свою работу.
Вы подстригаете разросшуюся траву и срезаете старые ветви. Заглядываете в
каждый уголок сада и везде наводите порядок. Сажаете новые цветы и кустарники,
самые разные.
Сад наполняется прекрасными звуками: вы
слышите жужжание пчел, пение птиц, отдаленный шум водопада, потаенный звук
глубокого покоя. Этот покой обновляет ваши чувства.
Вы ощущаете свежий запах сосны, чистого
воздуха, благоухание розы, жасмина, лилии и множества других цветов; сильный,
как крепкий кофе, запах земли. Воздух отдает дымком. Кто-то разжег костер.
Представляя это, опустите руки с края
бревна, на котором вы сидите, коснитесь прохладной влажной земли.
Вы можете навсегда остаться в этом саду,
он так много дарит вам в благодарность за маленькую заботу. Все шесть чувств
говорят, что этот сад совершенен, и вы можете прийти в него в любое время. Он
цветет в вашем воображении, и каждый день
там появляются новые ростки и цветы.
Несколько раз глубоко вдохните и выдохните,
ощущая аромат воздуха. Медленно откройте глаза.
Рефлексия:
Как себя сейчас чувствуете?
Удалось ли представить сад? Что вызвало трудности?
Комментариев нет:
Отправить комментарий